Четверг, 21.01.2021, 02:21
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Интернет-приёмная заведующего ДОУ
Ф.И.О. отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема:
Сообщение *:

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон доверия
...
КДН
РЕЙТИНГ Д/САДОВ
УПРАВЛЕНИЕ ОБР-НИЯ

Фонематический слух-основа правильного произношения

Фонематический слух - основа правильного произношения

Почему так важно знать, что такое фонематический слух?

Чтобы вовремя обратить внимание на его недоразвитие!

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции.

Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух  нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом - "том", рак - «лак", лук - «люк", жук - «щук")

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. 

Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: он не может отличить парные согласные( твердые -мягкие, глухие -звонкие) ,путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы и звуки при обучении грамоте, дальше ребёнка начинают обучать чтению и там трудности ждут малыша.                  

        При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияние звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова.  Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушении процессов письма), если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера.                                                                                    

 Проверить фонематический слух вы можете  сами: попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, су-зу, со-зо и т.д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком ( из дифференцируемых), например: миШка - миСка,  Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки, если услышишь звук (например, С) поймай его, хлопни в ладоши: а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с, дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

     Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

        Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом является возраст до двух лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканий) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух. Те родители, которые считают, что он маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха.

 Фонематический слух даёт возможность научиться правильно произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом (при всех остальных нормально развитых функциях) слышит какой-то конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время сравнивая его с образцом ( который он слышит от окружающих).

         По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков.    То есть, они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно. Надо заметить, что недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

     Часто вместе с понятием "фонематический слух" специалисты употребляют и понятия "фонематическое восприятие" и "фонематический анализ и синтез". Что это такое? Фонематическое восприятие-это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова. То есть, проще говоря, это различение звуков, из которых состоит какое-то конкретное слово, например, возьмём слово "кот" - оно состоит из звуков: "к", "о", "т"). Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, ж-ш, с-ш, и т.д.)

      Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова. При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки при чтении: побуквенное чтение, искажение звуко - слоговой структуры слова (которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста - "паса", марка - "мара", куртка - "курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении : паста - "пасАта"; в перестановках звуков: утка - "тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата - "лата", "лотапа".

     Фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите, чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение.

Если вы заметили, что фонематический слух вашего ребёнка недоразвит, обязательно обратитесь за консультацией  к воспитателю вашей группы или логопеду.

 

ПОБЕДА!
....
Block title
Вход на сайт
Block title
ГОС УСЛУГИ
ЗАПИСЬ В Д/САД
...
Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗ.
ЕДИНОЕ ОКНО
САЙТ ГОС. ОРГАНОВ
Я-РОДИТЕЛЬ
ДЕТСТВО ЮГРЫ