Особенности общения с неговорящим ребёнком в семье
Особенности общения с неговорящим ребёнком в семье
Поощряйте желание ребёнка говорить всеми доступными способами. Первое средство – это построение правильного разговора с малышом.
Соблюдение описанных ниже правил поможет сделать речь взрослого понятной для малыша, а так же активизировать собственную речь ребёнка.
Разговаривайте с ребёнком медленно и чётко, выделяя голосом слово, которое вы хотите, чтобы он запомнил. Медленная речь взрослого даёт возможность малышу « переработать» услышанное.
Говорите с малышом о конкретных вещах – пока только о том, что он видит и слышит в данный момент, что происходит «здесь и сейчас».
Говорите достаточно громко, чтобы малыш без труда услышал вашу речь, и ему не приходилось специально прислушиваться.
Следите за правильностью своего произношения – малыш должен получать только образцы правильной речи.
Играйте в «разговор по очереди» - установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и старайтесь повторить сказанное им, а если его высказывание покажется вам сложным для произведения, можно использовать реакцию удивления («Правда? Неужели?»), как будто звуки, которые произносит ребенок, имеют для вас большое значение.
Следите за направлением взгляда малыша и говорите о предмете, на который он смотрит. Как можно раньше научите малыша показывать пальчиком предмет, который его заинтересовал, а сами называйте этот предмет.
Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые осуществляет ребёнок, например: « Саша кушает кашу! Ам! Вкусная кашка!», « Маша качает куклу. Баю-бай, Ляля!», «Как Миша громко топает! Топ-топ!» и т.д. Таким образом, вы способствуете быстрому росту словарного запаса ребёнка.
Используйте приём дополнения и развития мысли - когда малыш начинает говорить отдельными словами, обязательно дополняйте сказанное. Так вы быстрее перейдёте к следующему этапу развития ребёнка – фразовой речи. « Бака!» - скажет ребёнок, указывая на собаку, а вы договорите за него, превращая сказанное в предложение: «Да, это собака. Собака говорит: Гав!» Также подкрепляйте сказанное малышом слово действиями. «Ки», - скажет ребёнок, указывая на кубики, а вы тут же предложите построить вместе башню из кубиков, озвучивая происходящее: « Да, это кубики. Давай построим башню из кубиков! Какая высокая башня получилась! Ба – бах! Сломалась башня».
Употребляйте в речи вопрос «Что это?» ( « Кто это?)- сначала сами спрашивайте «Что это?» или « Кто это?», побуждая малыша ответить на вопрос, употребив знакомое для него слово. В будущем побуждайте малыша задавать вопрос.
Не перегружайте ребёнка чересчур сложными словами и фразами. В погоне за обогащением его речи не забывайте о том, что говорить с детьми нужно просто, на доступном для них уровне.
Не говорите постоянно. Если родители непрерывно говорят с малышом, он просто устаёт и от этого перестаёт слушать. Речь взрослого в таком случае становится чем – то вроде постоянно включенного радио, и ее уже не замечают.
Соблюдайте чувство меры. Усилия по развитию речи малыша должны быть в меру: повторяя слова и побуждая малыша к повторению. Не переусердствуйте, иначе возникает ощущение « маленького сумасшествия».
Обращаясь к ребёнку, всегда говорите ему «ты»; если вы говорите о себе, то говорите «я». Например: « Я принесла тебе мяч. Ты будешь играть в мяч?», вместо «Мама принесла Саше мяч. Саша будет играть в мяч?».
Во время игры в ходе словесного комментария говорите с удовольствием, как бы смакуя слова. Малыш обязательно почувствует ваше позитивное отношение к речи и « заразится» положительными эмоциями.
Используемая литература: Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет/ Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2015.- 424 с.