Четверг, 21.01.2021, 02:03
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Интернет-приёмная заведующего ДОУ
Ф.И.О. отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема:
Сообщение *:

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон доверия
...
КДН
РЕЙТИНГ Д/САДОВ
УПРАВЛЕНИЕ ОБР-НИЯ

Развитие активной речи

Развитие активной речи

Появление у малыша активной речи – событие, которого с таким нетерпением ждут его родные, и в наших с вами силах приблизить появление первых слов. Только для этого придётся  потрудиться, кропотливо и регулярно выполняя данные ниже рекомендации. Чтобы собственная речь малыша развивалась своевременно, необходимо стимулировать его речевое подражание, использовать  ритмические тексты (потешки, стихи, песенки), особое внимание уделить глагольному словарю.

Оречевление активности ребёнка должно стать основным правилом для близких взрослых. Ведь слова, которые ребёнок слышит и пытается произносить ежедневно, быстро запоминаются им. Поэтому надо использовать любую возможность для развития речи ребёнка. Что же такое оречевление? Это проговаривание взрослым всего, чем ребёнок занимается самостоятельно, все ситуации, в которые он попадает в течение дня.

Если взрослый грамотно (подбирая простые понятные слова, используя лаконичные недлинные фразы) вплетает речь в деятельность малыша, это позволяет осознать то, что он делает, а не просто поддаваться сиюминутным импульсам.

Оречевлять деятельность ребёнка можно по-разному, но во всех случаях рекомендуется побуждать малыша к активному диалогу:

  • Озвучить обращение ребёнка (ребёнок ещё не говорит, а пытается изъясняться при помощи звуков, жестов и др.), предлагая ему повторить сказанное слово или фразу за вами;
  • Попросить самостоятельно сказать, что именно он хочет;
  • Задать ребёнку вопрос, соответствующий ситуации, побуждая и помогая дать на него ответ;
  • Предложить ребёнку сделать выбор и озвучить его;
  • Сделать намеренную ошибку, помогая малышу увидеть её и исправить при помощи речи;

Ниже приведены примеры ситуаций, в которых становится возможным оречевление активности ребёнка. Такие ситуации должны быть по – настоящему значимыми для ребёнка, ведь только в этом случае он будет стараться выражать свои просьбы не только доступными ему неречевыми способами, но и словами.

От жеста к слову

Все обращения ребёнка, даже тогда, когда он пользуется только жестом, следует переводить в речевое общение. Так, если ребёнок, выражая просьбу, протягивает руку к какому – нибудь предмету и молчит, взрослый должен оформить его просьбу словесно: « тебе мишку дать? Скажи: «Дай мишку». Вот мишка. На мишку».

Не предугадывать желания

Если во время сборов на прогулку ребёнок молча подходит и выставляет вперёд руки, всем своим видом показывая, что ему надо надеть перчатки, взрослый не должен сразу выполнять просьбу ребёнка. Предложите малышу сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно? (или «Что нужно сделать?»). Конечно, малыш сразу не научится выражать свои просьбы словами. И на данный момент это представляет для него определённую трудность. Поэтому надо помочь ему – если ребёнок молчит. Ответьте на вопрос сами: «Надеть перчатки? Вот перчатки. Каждый пальчик в свой домик!»

            Задавать вопросы

Если ребёнок открывает рот и рукой показывает, что хочет есть, можно спросить его, что именно он хочет на завтрак (обед, полдник, ужин): «Ты хочешь творожок или кашу?» Чтобы получить любимую еду, малыш постарается выразить свою просьбу более конкретно при помощи речи.

Предлагать ребёнку выбор

Ещё одна уникальная по значимости ситуация - выбор игрушки, например в игрушечном магазине. Внимательно следите за поведением ребёнка и обратите внимание, какая игрушка ему нравится (хорошо зная предпочтения малыша, можно специально обратить внимание ребёнка на такую игрушку, как так как малыши часто не видят всего, что стоит на полках магазина, а склонны хватать просто попавшееся под руку). Возьмите в одну руку значимую для ребёнка игрушку, а в другую – игрушку, заведомо для него не очень привлекательную. Предложите ребёнку озвучить свой выбор: «Вот машинка. Вот пирамидка. Что ты хочешь? Машинку или пирамидку? Скажи: «Хочу машинку!» Или скажи: «Хочу пирамидку!» Наверняка малыш просто потянется руками  к выбранной игрушке, но не следует давать ее ему в руки , пока он не озвучит своё желание.

Предлагать ребёнку исправить ошибку

Чтобы перевести активность малыша в область речи, полезно делать глупые ошибки, давая малышу возможность  их исправить. Например, взрослый показывает ребёнку мишку и спрашивает: «Это зайка? Нет? Правильно, это мишка!» Или взрослый показывает ребёнку игрушечную собачку и спрашивает: «Как говорит собачка? Мяу! Нет? Собачка лает: ав - ав!»

Развитие деятельности ребёнка при помощи речи

Оречевляя свободную деятельность ребёнка, у взрослого есть возможность немного схитрить и при помощи речевого сопровождения и втягивания ребёнка в диалог придать смысл даже тем действиям малыша, в которые он особого смысла не вкладывал. Например, ребёнок просто прыгает, а взрослый говорит: «Попрыгали: прыг – прыг! Ты прыгаешь, как зайка!» - в результате обычные прыжки могут перейти в игру в зайку, который не только прыгает, но и шевелит ушами, грызёт морковку и т.д. так свободная деятельность ребёнка естественным образом перетекает в интересную развивающую игру.

Такие на первый взгляд несложные приёмы работы по развитию речи малыша на самом деле не требуют от взрослого внимания к активности малыша и процессу повседневного общения с ним. Однако, осознанным отношением и ежедневными тренировками удаётся достичь определённого навыка, который в определённый момент позволяет применять все эти методы автоматически, уже без особого напряжения.

Используемая литература:

  1. Е. А. Янушко  «Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет».- М.:Эксмо, 2015.-424 с.
ПОБЕДА!
....
Block title
Вход на сайт
Block title
ГОС УСЛУГИ
ЗАПИСЬ В Д/САД
...
Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗ.
ЕДИНОЕ ОКНО
САЙТ ГОС. ОРГАНОВ
Я-РОДИТЕЛЬ
ДЕТСТВО ЮГРЫ