Вторник, 16.10.2018, 12:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон доверия
...
КДН
РЕЙТИНГ Д/САДОВ
УПРАВЛЕНИЕ ОБР-НИЯ

Развиваем мышление у дошкольников

Развиваем мышление у дошкольников

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Игры и упражнения для развития мыслительных процессов:

 «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1.     Яблоко, слива, огурец, груша.

2.     Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3.     Платье, свитер, рубашка, шапка.

4.     Береза, дуб, земляника, сосна.

5.     Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6.     Хлеб, молоко, творог, сметана.

7.     Час, минута, лето, секунда.

8.     Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» 

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.     Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2.     Назови слова, обозначающие домашних животных.

3.     Назови слова, обозначающие зверей.

4.     Назови слова, обозначающие овощи.

5.     Назови слова, обозначающие фрукты.

6.     Назови слова, обозначающие транспорт.

7.     Назови слова, относящиеся к спорту.

8.     Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов: топор и молоток; скрипка и пианино; книга и тетрадь; вода и молоко; муха и бабочка; дом и избушка; стулья и стол; шалость и драка; город и деревня; щекотать и гладить.

Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел топор? А молоток? » После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить: «Похожи топор и молоток или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга? » Проанализируйте ответы ребёнка.

«Закончи слово»

Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он его заканчивает. «Отгадай, что я хочу сказать! По…. » - так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: по-, на-, за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

«Найди лишнюю картинку»

Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртый - лишний. Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил? » Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

«Как это можно использовать»

Предложите дошкольнику найти, большее число вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называете такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и. т. д.

«Говори наоборот»

Называете слово, и ребёнок называет слово, но только наоборот, например;

большой - маленький, быстрый- медленный, пустой- полный, шершавый- гладкий, умный- глупый и. т. д.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить не нужно.

Например «Кошка варит кашу» - и бросаете мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что - ни будь и бросает мяч вам.

"Чего не хватает?"

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Описание задания: психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

 

 

 

«Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Описание задания: ребенку поочередно предлагаются карточки с нарисованным на них узором. Он должен выложить точно такой же узор. (можно использовать кубики Б.Н. Никитиной «Сложи узор»)

«Последовательные картинки»

Цель: развитие логического мышления, речи

Описание задания: ребенку предлагается серия сюжетных картинок и говорится о том, что эти картинки рассказывают какую-то историю, но сейчас они перепутаны и ему нужно разложить их по порядку, найди где в этой истории начало и где конец. Потом ему предлагается составить рассказ по этим картинкам.

 

 

 

 

 

Материал подготовила: педагог - психолог

Пуртова Мария Сергеевна

Вход на сайт
ГОС УСЛУГИ
ЗАПИСЬ В Д/САД
...
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗ.
ЕДИНОЕ ОКНО
САЙТ ГОС. ОРГАНОВ
Я-РОДИТЕЛЬ
ДЕТСТВО ЮГРЫ