Так как навык речи формируется у ребёнка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном для подражания. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Поэтому педагогам надо стараться закреплять свою речевую грамотность.
Ребёнок копирует у взрослых различные стороны речи: силу голоса, темп и ритм, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить.
Поэтому необходимо постараться, чтобы речь педагога отвечала следующим требованиям:
Правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
Четкость – слова надо произносить чётко, с часто утрированной артикуляцией звуков (ребёнок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
Простота – взрослый должен говорить простыми короткими фразами из 2-4 слов;
Повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения надо употреблять по несколько раз в течение одного занятия, затем повторять на следующих занятиях;
Богатство – взрослый должен использовать в речи различную интонацию, различную силу голоса, менять темп речи, делать паузы.
шансов, что беседа получится, при этом уровень требований, которые мы предъявляем к ребёнку, может сильно различаться и зависит от индивидуальных возможностей. Например, один ребёнок может пока ответить только при помощи жеста, другой же – уже вполне способен отвечать короткими фразами, и нужно постоянно побуждать его использовать свои возможности в полной мере.
Связь ситуации на картинке с реальной жизнью. Во первых, ситуация, которую мы с малышом рассматриваем на картинке, должна быть связана с его реальной жизнью, быть значимой для ребёнка. Во – вторых, ситуации, о которых мы беседуем с малышом по картинкам, могут быть реализованы уже в реальной жизни, либо мы обращаем на них внимание ребёнка именно, начиная с беседы по картинкам.
Количество картинок, используемых на занятии. Предметные картинки: сначала следует использовать только одну предметную картинку, затем можно использовать две картинки, обучая малыша узнавать предмет по названию; в дальнейшем можно использовать несколько картинок (3-8) как из одной группы (например, овощи, одежда, посуда и др.), так и произвольный набор картинок. Сюжетные картинки: обычно в работе используется одна сюжетная картинка, в дальнейшем можно использовать простые серии, состоящие из 2-4 сюжетных картинок.
Использование картинок только на занятии. Не следует давать малышу картинки для свободной игры, так как в этом случае он может быстро потерять к ним интерес.
Используемая литература:
Помогите малышу заговорить : Развитие речи детей 1-3 лет/Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2015.-424с.
Обратная связь
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать детский сад лучше?